Забота о клиенте – не право, а обязанность адвоката

Как дела заёмщиков попадают к коллекторам?

30 октября 2019

Банк направил к вам коллектора. Что позволяет, а что запрещает ему закон? Адвокатские услугиЗаёмщику, который перестаёт платить по кредиту, скорее всего, надо ждать встречи с коллекторами. Это относится к займам, полученным как в банках, так и в микрокредитных и микрофинансовых организациях (МКО и МФО). Нередко исполнители используют запрещённые законом методы для возврата долга: множество звонков, визиты, письма. Иногда требования погасить заём адресуются родственникам или друзьям клиента кредитора. Разберёмся, что кто такие коллекторы и какие у них права.

 

Какой должна быть просрочка, чтобы кредитор обратился за помощью к коллекторам?

  • просрочка исполнения обязательства должна составлять более 90 последовательных календарных дней по ипотечному займу, выданному физическому лицу;
  • свыше 180 дней по любому другому займу.

 

Как дела заёмщиков попадают к коллекторам?

  • Финансовые организации (банки, МКО/МФО) заключают с коллекторскими агентствами договор об оказании услуг кредитору по досудебному взысканию и урегулированию задолженности.

 

Как коллекторы могут найти заёмщика?

  • банки, МКО или МФО предоставляют коллекторскому агентству информацию о клиенте;
  • коллекторы могут использовать любые открытые данные, находящиеся в публичном доступе, в том числе социальные сети.
  • коллектор может купить ваши персональные данные на чёрном рынке, в том числе фамилии и имена родственников и друзей. Об этом говорят знакомые с ситуацией юристы.

 

Как коллекторы добиваются погашения долгов?

В Законе РК "О коллекторской деятельности" чётко оговорено, сколько раз и в какое время коллектор имеет право беспокоить должника:

  • телефонные переговоры – не более трёх раз в будние дни с 08:00 до 21:00;
  • личные встречи – не более трёх раз в будни с 08:00 до 21:00;
  • письма по почте;
  • текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи;
  • через интернет.

 

Что делать, если не хочется / не получается разговаривать с коллектором?

Если самостоятельно договориться с коллекторами не получится, можно воспользоваться юридическим сервисом antidolg.kz, специалисты которого решают проблемные вопросы непосредственно с кредиторами. Заёмщики для этого должны оформить заявку с указанием ИИН. Главная цель проекта antidolg.kz – добиться в каждом случае погашения основного долга без пеней, штрафов и процентов.

 

Могут ли наказать заёмщика, если он не откроет дверь коллектору?

Нет, но стоит помнить, что должник по закону обязан извещать коллекторское агентство об изменении:

  • места жительства (юридический адрес);
  • контактной информации;
  • замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока, утери).

 

Что будет, если игнорировать сотрудников коллекторского агентства?

Коллектор по закону взыскивает задолженность на протяжении минимум полугода, максимум – пяти лет. Если заёмщик всё же не выплатит долг, агентство предоставит кредитору отчёт о проделанной работе, где будет указано, что должник уклоняется от исполнения обязательств. Банк передаст материал на принудительное исполнение частному судебному исполнителю, который без решения суда имеет право наложить:

  • ограничение на выезд;
  • ограничение специального права (к примеру, лишить водительских прав);
  • арест на имущество;
  • арест на банковские счета.

 

Могут ли коллекторы отобрать имущество?

Да, но только в судебном порядке и при условии, что имущество (недвижимость, автомобиль) были в залоге.

 

Может ли заёмщик передавать деньги коллектору, чтобы погасить часть долга?

Коллекторам запрещено принимать от заёмщика деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счёт погашения задолженности. Долг погашается только в банке, МКО/МФО, где оформлялся заём.

 

В течение какого времени история недобросовестного или неплатёжеспособного заёмщика считается плохой?

В базе первого кредитного бюро (ПКБ), куда обращается любой банк второго уровня, история всех заёмщиков хранится на протяжении пяти лет.

 

Куда жаловаться на коллекторов, если они нарушают права заёмщиков?

Жалобы на коллекторов принимает Национальный банк РК. Заёмщик может направить сообщение:

  • письмом по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, е-mail: info@kzp.nationalbank.kz
  • через мобильное приложение "НБК Onlinе" (раздел "Защита прав потребителей финансовых услуг"). На основании обращения финрегулятор назначает проверку, по итогам которой может направить письменное предписание коллекторской компании. Если в течение года нарушение повторится, в отношении агентства применяются санкции (наложение и взыскание штрафа, либо исключение из реестра).
  • жалобу можно направить в правоохранительные органы.

Адвокатские услуги

Источник: informburo.kz


Вернуться на уровень выше

Разработка сайтов - Artmedia