Забота о клиенте – не право, а обязанность адвоката

Урегулирование споров путем медиации

1 апреля 2020

Медиаторы в АлматыЧто такое медиация?

Термин «медиация» происходит от латинского слова слова «mediare», что означает посредничать.

Медиация — это новая форма альтернативного урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны. В качестве этой стороны выступает медиатор, который помогает участникам спора или судебного разбирательства выработать определенное соглашение, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиация может применяться в спорах по гражданским, трудовым, семейным и иным правоотношениям, а также по уголовным делам небольшой и средней тяжести. При активном обращении к медиации как граждан, так и юридических лиц можно существенно снизить нагрузку на судебную систему,  тем самым повышая качество решения наиболее крупных дел. Согласно международной статистике 30-40 % всех споров проходят через процедуру медиации, в 85 % из них были достигнуты положительные результаты.

В Казахстане Закон «О медиации» вступил в силу 5 августа 2011 года. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в РК, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

Основополагающие принципы медиации:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • взаимоуважение;
  • равноправие сторон;
  • нейтральность и беспристрастность медиатора;
  • прозрачность процедуры.

 

Чем отличается медиация от судебного разбирательства?

Главное к чему стремится медиация – это достижение взаимовыгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего обе стороны и снижающего уровень конфликтности. В отличие от судебного процесса при медиации не бывает «виновных» или «невиновных» сторон. Так как принципы этой области права предусматривают не наказание преступников путем лишения свободы, а защиту и восстановление прав и свободы человека. Другими словами, медиация стремится по возможности не доводить дело до суда.

Другое ее достоинство в существенно низком уровне расходов, нежели при судебном разбирательстве, а также в экономии времени. Суд же предполагает длительное решение вопроса, которое может затянуться на месяцы. Неоднократно назначаются судебные заседания, на которые, кстати, представители одной из сторон могут и не явиться, тем самым усугубляя положение.  И тут выходят на первый план следующие особенности медиации – добровольность сторон и неформальность ускоренной процедуры. На решение спора медиатору дается всего 30 дней.  По определенным причинам этот срок может быть и продлен, но не может превышать 60 дней.

В суде стороны действуют друг против друга, а при медиации – сотрудничают.

Судья назначается, а медиатора выбирают.

Судья принимает решение в строгом соответствии с законом, а медиатор – с учетом интересов сторон, но в рамках закона.

Суд – процесс публичный, а медиация обеспечивает  конфиденциальность, что не позволяет медиатору разглашать информацию, ставшую известной в ходе процесса без соглашения стороны, предоставившей ее. Следовательно, не разрешается допрашивать медиатора в качестве свидетеля.

Стороны согласованно решают обратиться к медиатору или нет. В случаях, когда решение проблемы таким путем не предоставляется возможным, за ними сохраняется право обратиться в суд. При медиации стороны непременно рассчитывают на равные права, а также на них возлагаются равные обязанности.

Также стороны могут по своему усмотрению договориться о месте проведения медиации и о языке, который будет использоваться в ходе проведения медиации. С согласия сторон медиатор определяет дату и время проведения медиации.

 

Что рассматривается в рамках медиации

  • Межкорпоративные и внутрикорпоративные споры.
  • Споры в банковской и страховой сфере.
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон.
  • Конфликты на работе.
  • Семейные споры.
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью.
  • Медиация в образовании.
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

 

Первый шаг к посредническому разбирательству

Сторона, желающая инициировать процедуру посреднического разбирательства, должна направить в секретариат Казахстанского Международного Арбитража письменный запрос о начале посреднического разбирательства, который должен содержать:

  • предмет спора;
  • стоимость требований по данному спору;
  • наименование, почтовые адреса, номера телефонов, факса сторон посреднического разбирательства и/или их уполномоченных представителей;
  • указание на компетенцию КМА по проведению посреднического разбирательства;
  • кандидатуру предлагаемого медиатора.

Если стороны соглашения о посредническом разбирательстве не подают запрос совместно, на сторону, подавшую запрос, возлагается обязанность уведомления другой стороны о посредническом разбирательстве и направлении ей копии запроса о посредническом разбирательстве.

Запрос о посредническом разбирательстве принимается КМА после уплаты регистрационного сбора.

Датой начала посреднического разбирательства считается дата получения секретариатом КМА запроса о посредническом разбирательстве.

Медиаторы в Алматы

Источник: egov.kz


Вернуться на уровень выше

Читайте также


19 марта 2024
Названы размеры пособий, которые получают многодетные семьи Казахстана

С начала 2024 года выплатами государственного пособия по многодетности в среднем охвачено 574,5 тыс. семей на общую сумму 77,1 млрд тенге.

Теги: Пособие

23 февраля 2024
Может ли работник с ВНЖ при потере работы обратиться за пособием по безработице

Социальный кодекс предусматривает, что право на социальную выплату по случаю потери работы возникает со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного.


27 сентября 2024
Куда и как пожаловаться на поликлинику или больницу, если пациенту оказали некачественные медуслуги.

Инструменты, которые казахстанцы могут использовать для восстановления своих прав в учреждениях здравоохранения.


Разработка сайтов - Artmedia