Что такое медиация?
Термин «медиация» происходит от латинского слова слова «mediare», что означает посредничать.
Медиация — это новая форма альтернативного урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны. В качестве этой стороны выступает медиатор, который помогает участникам спора или судебного разбирательства выработать определенное соглашение, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиация может применяться в спорах по гражданским, трудовым, семейным и иным правоотношениям, а также по уголовным делам небольшой и средней тяжести. При активном обращении к медиации как граждан, так и юридических лиц можно существенно снизить нагрузку на судебную систему, тем самым повышая качество решения наиболее крупных дел. Согласно международной статистике 30-40 % всех споров проходят через процедуру медиации, в 85 % из них были достигнуты положительные результаты.
В Казахстане Закон «О медиации» вступил в силу 5 августа 2011 года. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в РК, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.
Основополагающие принципы медиации:
- добровольность;
- конфиденциальность;
- взаимоуважение;
- равноправие сторон;
- нейтральность и беспристрастность медиатора;
- прозрачность процедуры.
Чем отличается медиация от судебного разбирательства?
Главное к чему стремится медиация – это достижение взаимовыгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего обе стороны и снижающего уровень конфликтности. В отличие от судебного процесса при медиации не бывает «виновных» или «невиновных» сторон. Так как принципы этой области права предусматривают не наказание преступников путем лишения свободы, а защиту и восстановление прав и свободы человека. Другими словами, медиация стремится по возможности не доводить дело до суда.
Другое ее достоинство в существенно низком уровне расходов, нежели при судебном разбирательстве, а также в экономии времени. Суд же предполагает длительное решение вопроса, которое может затянуться на месяцы. Неоднократно назначаются судебные заседания, на которые, кстати, представители одной из сторон могут и не явиться, тем самым усугубляя положение. И тут выходят на первый план следующие особенности медиации – добровольность сторон и неформальность ускоренной процедуры. На решение спора медиатору дается всего 30 дней. По определенным причинам этот срок может быть и продлен, но не может превышать 60 дней.
В суде стороны действуют друг против друга, а при медиации – сотрудничают.
Судья назначается, а медиатора выбирают.
Судья принимает решение в строгом соответствии с законом, а медиатор – с учетом интересов сторон, но в рамках закона.
Суд – процесс публичный, а медиация обеспечивает конфиденциальность, что не позволяет медиатору разглашать информацию, ставшую известной в ходе процесса без соглашения стороны, предоставившей ее. Следовательно, не разрешается допрашивать медиатора в качестве свидетеля.
Стороны согласованно решают обратиться к медиатору или нет. В случаях, когда решение проблемы таким путем не предоставляется возможным, за ними сохраняется право обратиться в суд. При медиации стороны непременно рассчитывают на равные права, а также на них возлагаются равные обязанности.
Также стороны могут по своему усмотрению договориться о месте проведения медиации и о языке, который будет использоваться в ходе проведения медиации. С согласия сторон медиатор определяет дату и время проведения медиации.
Что рассматривается в рамках медиации
- Межкорпоративные и внутрикорпоративные споры.
- Споры в банковской и страховой сфере.
- Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон.
- Конфликты на работе.
- Семейные споры.
- Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью.
- Медиация в образовании.
- Межкультурные конфликты, и многое другое.
Первый шаг к посредническому разбирательству
Сторона, желающая инициировать процедуру посреднического разбирательства, должна направить в секретариат Казахстанского Международного Арбитража письменный запрос о начале посреднического разбирательства, который должен содержать:
- предмет спора;
- стоимость требований по данному спору;
- наименование, почтовые адреса, номера телефонов, факса сторон посреднического разбирательства и/или их уполномоченных представителей;
- указание на компетенцию КМА по проведению посреднического разбирательства;
- кандидатуру предлагаемого медиатора.
Если стороны соглашения о посредническом разбирательстве не подают запрос совместно, на сторону, подавшую запрос, возлагается обязанность уведомления другой стороны о посредническом разбирательстве и направлении ей копии запроса о посредническом разбирательстве.
Запрос о посредническом разбирательстве принимается КМА после уплаты регистрационного сбора.
Датой начала посреднического разбирательства считается дата получения секретариатом КМА запроса о посредническом разбирательстве.
Медиаторы в Алматы
Источник: egov.kz