Забота о клиенте – не право, а обязанность адвоката

Должен ли бизнес вскрывать упаковку и проверять работу бытовой техники при продаже

17 мая 2023

В Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК неоднократно обращаются граждане с вопросами: «Правомерно ли отказывать потребителю в распаковке и демонстрации бытовой техники при ее продаже? Вскрытие упаковки нарушает товарный вид?». На эти вопросы ответил Рамазан Баренов – руководитель Управления по формированию госполитики Комитета, сообщает Учет.kz.

«Потребитель имеет законное право потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара согласно ст.13 Закона о защите прав потребителей».

С его слов, вышеуказанное требование в обязательном порядке относится к бытовой технике.

Как правило, электробытовые приборы, машины и инструменты, а также другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки проходят предпродажную подготовку, которая включает:

  • распаковку товара;
  • осмотр товара, в частности проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации;
  • при необходимости - сборку изделия и его наладку.

По требованию покупателя продавец знакомит его с устройством и действием товаров, демонстрирует в собранном, технически исправном состоянии.

«Это регламентировано пунктами 131 и 132 Правил внутренней торговли (утвержденных приказом и.о. МНЭ от 27 марта 2015 года № 264)», – добавил он.

Касательно вопроса по вскрытию упаковки, из-за чего нарушается товарный вид, следует отметить, что к упаковкам имеются свои требования, установленные Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011).

Из изучения правового статуса упаковки бытовой техники следует, что упаковка служит защитой и изделием для хранения товарного вида продукции; вскрытие упаковки и включение бытовой техники для проверки товара (бытовой техники) потребителем не влияют на товарный вид и статус употребления бытовой техники, за исключением случая, когда в процессе проверки товар повреждается или обнаруживается заводской брак.

«Конечно, предпринимателю удобнее продать запечатанный в упаковке товар и лишний раз не вскрывать упаковку товара при каждом требовании. Для этих целей в торговле практикуется демонстрация образца товара, который, как правило, расположен на витрине отдела продаж», – комментирует Рамазан Ерболулы.

Согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Адвокат услуги

Источник: uchet.kz

Статьи по теме: Защита прав, Казахстан

Вернуться на уровень выше

Разработка сайтов - Artmedia